День Первого Спаса — начала Успенского поста, которым отмечали, начиная с 9 века, изнесение Древа Креста Господня. Пришел же этот обряд из Константинополя, где Честное Древо Креста носили по городским улицам – это должно было служить не только чисто церковным обрядом, но способствовать защите горожан от болезней.Итак, с 14 августа и до самого Успения Пресвятой Богородицы, каждый христианин мог прийти поклониться Древу Креста. Повсеместное же распространение праздника на русской земле относится к окончанию 15 века.От Петрова поста до Успенского – точно месяц срока, а далее идут широко известные праздники – Успение Божьей Матери и Преображение Господне. Всего же Успенский пост имеет три праздничных дня – Медовый спас (Всемилостивого Спасителя), Яблочный Спас (Преображение Господне), Ореховый Спас (перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа).Успенский пост не столь строгий, как пост Великий, однако построже, чем пост Рождественский и Петров. По понедельникам, средам и пятницам – сухоядение, в четверг и вторник позволительно кушать вареные овощи, а вот масло на столе позволено только в воскресенье или субботу. И, хоть уже и поспевали яблочки, но еще до Яблочного Спаса запрещено было лакомиться яблочками, запрет касался и винограда.День также иногда называли Мокрым Спасом, ведь попы освящали этим днем все водоемы, а народ спешил укрепить здоровье, окунувшись в освященные воды.Но чаще его именовали Медовым Спасом, по установившейся традиции заламывать, или подрезать соты, дабы и самим медку отведать, и уберечься от соседских пчел, которые, по поверью, могли мед украсть. Мед относили освятить в церкви, впрочем, то же делали с остальными плодами летних трудов.

На юге страны это был Маковый спас, день освящения маковых головок. Уставляли столы блюдами с маком – пышными булочками-пирожками, еще – знаменитыми маковниками. Для них долго варились мед с маком, густели на огне, а потом массу выкладывали слоем, остужали и нарезали.В тех районах мак был не только сладостью да добавкой в выпечку, он служил еще оберегом: никакая ведьма не смела войти в дом, что был обсыпан маковыми семенами.Во дворах шли работы по подготовке к зимним месяцам, на полях начинался сев озимых. Тут были свои обряды. Шли поклониться опытному, старейшему в селении пахарю, просить выйти в поле, рассеять зерна ржи на посев: «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!».Точное время посева иногда определяли по поспевающей малине: мелковатые ягодки — посев откладывали, а ягоды крупные заставляли не медлить. На эту тему было немало сказано: «Паши под озимы, готовь гумна и овины», «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой», «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду».Но что по малине долго гадать? Ее спешили и собирать, чем занимались бабы и детвора. Малину любили свежей, а еще в вареньях, ею и лакомились, и лечили простуды. Не обходили стороной и ягоды черемухи, пускали на варенье, сушку, ведь сухие ягоды – и начинка для пирогов (в перемолотом виде), и целебное средство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here